Развитие эмоционального интеллекта с помощью сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста. Нянькова И.А.
Сегодня серьезный интерес вызывает вопрос взаимосвязи чувства и разума, эмоций и рационального, их согласованных действий и влияния одного на другого. Эмоциональный интеллект – это процесс, который связывает умение отличать и воспринимать эмоции, как свои, так и чужие. Умение управлять своими эмоциями и общим состоянием, а так же, эмоциональным состоянием тех, с кем общаешься.
Сфера исследования эмоционального интеллекта считается весьма молодой и существует в пределах полутора десятилетий. При этом на сегодня эта дисциплина представляет интерес ученых всего мира, например, к ним можно отнести: Р. Бар-Она, К. Кеннона, Л. Морриса, Э. Ориоли, Д. Карузо, Д. Голмана и других.
Определение «эмоциональный интеллект» было впервые сформулировано в 1964 году в работах Майкла Белдока Sensitivity to expression of emotional meaning in three modes of communication, а в 1966 году в работе Б. Лойнера Emotional intelligence and emancipation.
В 1995 г. Дэниель Гоулман издал книгу «EmotionalIntelligence» («Эмоциональный интеллект»). Он предложил слеующее определение: эмоциональный интеллект это средство, метод, форма общения людей с собой и с окружающими их людьми.
Рувен Бар-Он «вывел пять сфер эмоционального интеллекта: внутриличностную, межличностных отношений, адаптивную, регуляции стрессов и сферу настроения. Р. Бар-Он для измерения вышеуказанных сфер создал так называемую анкету EQ-i, чтобы определить эмоциональный коэффициент (аналог коэффициента интеллекта). Принципиально новым явилось то, что в отличие от тех методик, которые в основном изучали эмоциональный интеллект у взрослых, у данной анкеты появилась реальная возможность изучать детскую популяцию (от 6-18 лет)».
Формированию эмоционального интеллекта содействуют все средства, формы и методы воспитания дошкольников, но особенную роль в развитии эмоционального интеллекта выполняют сказка и сказкотерапия.
Сказка как редкий вид творчества более всего, сходна с детским восприятием окружающего их мира. Сказка дает повод детям относиться ко всему с юмором, но, так же, позволяет детям переживать свои проблемы и надеяться на лучшее, конкретнее, погружаясь в сказку ребенок развивает свои эмоциональные переживания и свой эмоциональный интеллект.
Сказка – «один из основных, древнейших жанров устного народного творчества, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел».
«Сказка – это:
- вид повествовательного, в основном прозаического фольклора (сказочная проза), включающий в себя разножанровые произведения, в содержании которых, с точки зрения носителей фольклора, отсутствует строгая достоверность. Сказочный фольклор противостоит строгодостоверному фольклорному повествованию (несказочная проза) (миф, былина, историческая песня, духовные стихи, легенда, демонологические рассказы, сказ, кощуна, предание, быличка).
- жанр литературного повествования. Литературная сказка, либо подражает фольклорной (литературная сказка, написанная в народнопоэтическом стиле), либо создаёт дидактическое произведение (см. дидактическая литература), на основе нефольклорных сюжетов. Фольклорная сказка исторически предшествует литературной».
Общий сюжет сказок может помочь старшим дошкольникам развивать общее восприятие различных житейских процессов, формируют возможность упорядочивать личный жизненный опыт, обучаться познавая эмоции других, применять их в своей практике. Дети бессознательно соотносят себя с любимыми сказочными героями и перенимают их жизненный и эмоциональный опыт, дополняя его, выстраивая, при этом, свое видение того, что происходит вокруг, упражняясь в применении воспринятых эмоций в различных жизненных ситуациях.
Так, понемногу, сказка вырабатывает эмоциональный интеллект у дошкольников. Идет ювелирная работа по развитию основных процессов в развитии эмоционального интеллекта.
Комментарии к статье: «Развитие эмоционального интеллекта с помощью сказкотерапии у детей старшего дошкольного возраста. Нянькова И.А.»
Здесь пока еще нет комментариев, пишите и добавляйте смело свой!